dc.description.abstract |
Результаты пятнадцатилетнего исследования свидетельствуют о том, что стиль жизни под ростков изменяется, однако не существует однозначного ответа на вопрос, становится ли он более либо, наоборот, менее благоприятным для здоровья. В частности, за это время улучшились знания подростков в области контрацепции, однако не произошло позитивного сдвига в их понимании рисков раннего начала половой жизни. В среднем у половины подростков отмечаются недостаточные знания таких практических вопросов в области здоровьесбережения,
как методы профилактики ОРВИ, доврачебные действия при ожогах, пищевых отравлениях, расчета калорийности питания и т.д. Распространение разнообразных «гаджетов» повлияло на формы времяпровождения: просмотр телепередач уступил место «общению» с компьютером; подростки чаще находятся вне дома, что, однако, не означает, что они ведут активный образ жизни. Телефон и Интернет стали причинами существенной недостаточности сна. В то же время зафиксировано увеличение физической активности, снижение первых и последующих попыток курения среди юношей, уменьшение количества девушек со сформированной привычкой табакокурения. Происходит сдвиг первых попыток употребления алкоголя на более поздний подростковый возраст, уменьшение количества юношей, которые когда-либо пребывали в состоянии выраженного опьянения. Выводы. Сравнение отдельных показателей медицинской грамотности, определение мотивации к ведению здорового способа жизни и поведенческих рисков среди подростков показали, что мониторинг здоровьесберегающей компетентности школьников следует проводить в трех вышеназванных направлениях с учетом существующих тенденций и гендерных особенностей формирования здоровьесберегающего поведения подростков, а также последствий воздействия социальных изменений и научнотехнического прогресса. При разработке инструмента для проведения данного мониторинга следует учитывать следующие характеристики: комплексность, лаконичность и чувствительность, учет пола и возраста, открытость к новым модификациям. |
uk_UA |