Abstract:
В ходе комплексных научных исследований разработаны и обоснованы гигиенические принципы профилактики донозологических нарушений в состоянии психического здоровья подростков 15–17 лет.
Данные, полученные в ходе проведенных исследований, свидетельствуют о значительной распространенности среди подростков 15–17 лет различных донозологических нарушений психического здоровья, характеризующихся наличием разнообразных клинически-очерченных проявлений, включающих в свою структуру как субпороговые психические и поведенческие расстройства, а также ранние дисфункциональные состояния психопатологического, невротичного либо соматовегетативного характера, так и определенные отклонения от среднестатистической нормы. Формирование донозологических нарушений зависит от воздействия ряда факторов, таких как жилищно-бытовые и социальные условия повседневной жизни, внутришкольные аспекты организации учебной деятельности, внутрисемейные взаимоотношения, а также уровень учебной адаптации.
Выявлено, что среди подростков 15–17 лет в условиях пребывания в со-временной школе формируются чётко выраженные предпосылки к развитию проявлений функциональной перегрузки ведущих систем организма, имеющих непосредственную связь с показателями состояния психического здоровья и характеризующихся появлением неблагоприятных изменений со стороны показателей скорости зрительно-моторной реакции, координации движений, нейротизма, тревожности, характерологических особенностей, уровня субъективного контроля, агрессивности и эмоционального выгорания девушек и юношей.
В ходе проведенных исследований разработан и научно-обоснован ком-плекс мероприятий психогигиенической коррекции и профилактики донозологических нарушений психического здоровья подростков 15–17 лет. Внедрение разработанного комплекса в повседневную деятельность подростков оказывает положительное воздействие на формирование критериальных показателей характеристик высшей нервной деятельности, функций внимания и умственной работоспособности, нейротизма, ситуативной, личностной и школьной тревожности, акцентуаций характера, агрессивности и эмоционального выгорания учащихся.
Разработана методика скрининговой оценки степени риска возникнове-ния донозологических нарушений психического здоровья подростков, основанная на изучении критериальных с социальной, учебной и профессиональной точек зрения личностных особенностей и способствующая адекватному проведению психопрофилактической и психокоррекционной деятельности.
К числу основных гигиенических принципов профилактики донозологи-ческих нарушений психического здоровья подростков 15–17 лет следует отнести: определение особенностей гигиенических, жилищно-бытовых и социальных условий пребывания девушек и юношей, а также факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на процессы социально-психологической адаптации учащихся современной школы; учет возрастно-половых закономерностей формирования учебно-значимых психофизиологических функций и личностных особенностей, обеспечивающих психофизиологическую адаптацию и психологический комфорт школьников; использование методики скрининговой оценки степени риска возникновения донозологических нарушений психического здоровья девушек и юношей пубертатного возраста; внедрение комплекса мероприятий психогигиенической коррекции и профилактики донозологических нарушений в состоянии психического здоровья подростков.